определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет. Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI - 1-й пол. XVII в. пометы вносились позднее (как, напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. № 99). В певч. сборниках до сер. XVII и даже 2-й пол. XVII в. пометами могли сопровождаться лишь нек-рые из составляющих их разделов: напр., в списке ГИМ. Син. певч. № 396 (1-я пол. XVII в.) пометы приписаны в Ирмологии, в Октоихе и Обиходе содержится Б. н.; в списке ГИМ. Син. певч. № 731 (сер. XVII в.) Праздники и Обиход даны с Б. н., Октоих содержит пометы. В песнопениях, записанных Б. н., высотное положение знамен и их соотношение друг с другом определяются контекстуально на основе первоначального смыслового значения каждого знамени в пределах традиц. обиходного звукоряда. Рукописные книги с Б. н. предполагали, что значительная часть певч. информации, касающаяся высоты знамен, взаимодействия и особенностей их исполнения, передавалась устным путем в процессе обучения певчих (она содержится в азбуках-толкованиях - см. Азбука певческая). Попевки системы осмогласия, являясь кодифицированными мелодическими формулами, не требуют дополнительных уточнений и адекватно воспроизводятся по Б. н. Пение по беспометным рукописям в практике сохранялось и в XX в. См. также статьи: Демественная нотация, Знаменная нотация, Казанская нотация, Путевая нотация.